Одиночные и резервные соединения
Элементы сложных систем делятся на основные и резервные’. Основные — это функционально необходимые элементы, и резервные — это элементы, которые служат для замены одного из основных элементов в случае его отказа.
Одиночным соединением элементов называется такая функциональная связь между элементами, при которой отказ чшя бы одного из них вызывает отказ всей системы.
Резервным соединением элементов системы называется такая функциональная связь между элементами, при которой отказ системы наступает только в результате отказа одного основного и всех резервных элементов.
В качестве примера одиночного соединения элементов приведем авиадвигатель, как систему, состоящую из восьми элементов: всасывающие устройства, компрессор, камера сгорания, турбина, топливная автоматика, форсажная система, реактивное сопло и Трубопроводы. Нетрудно видеть, что при отказе хотя бы одного из этих восьми элементов система в целом нс будет выполнять своих функций по созданию тяги расчетной величины.
Одна и та же конструкция при различных условиях может рассматриваться как одиночное или как резервное соединение. Например, установка двух двигателей на самолете. Если мощность (тяга) двигателей такова, что самолет при задан-
Рис 1.2. Резервное соединение клапанов перепуска топлива при «зависании» клапанов в закрытом положений. Одиночное соединение тех же клапанов при их «зависании» и открытом положении
ной его нагрузке может лететь только при работе обоих двигателей, то их следует считать соединенными (функционально) между собой одиночно. Если же самолет способен совершать полет при одном выключенном двигателе, то их соединение между собой в силовой установке самолета следует считать резервным.
Рис 1.3. Одиночное соединение основного звена и обратной связи |
Другим подобным примером может служить система, состоящая из двух обратных клапанов (рис. 1.2). Задача, которую выполняет система, состоит в том, чтобы перепускать топливо из полости А в полость Б, когда величина давления топлива достигает заданного значения, и отсекать перепуск топлива, когда величина Рт давления топлива снизится относительно заданного. В первом случае система откажет, когда откажут оба’ клапана (например, оба «зависнут» в закрытом положении). В этом случае элементы в системе соединены резервно. Во втором случае система откажет, когда откажет какой-либо один из двух клапанов (например, «зависнет» в открытом положении). В этом случае элементы в системе соединены одиночно.
Примером одиночного соединения является также соединение основного звена и его обратной связи (рис. 1.3). Несмотря
на кажущийся «параллелизм» в их соединении, основного звена (03) и обратной связи (ОС), отказ любого из них приведет к отказу системы в целом.
Для авиационной техники различают системы двух видов: иевосстанавливаемые и восстанавливаемые (в пределах межремонтного ресурса). Иевосстанавливаемые системы после появления отказа снимаются с эксплуатации и заменяются новыми или отремонтированными, а восстанавливаемые системы после появления отказа ремонтируются и продолжают эксплуатироваться.
Восстанавливаемость и невосстапавливаемость авиационной техники определяются исходя из возможностей сил и средств, которыми располагают авиационные подразделения технического обслуживания и ремонта.
Очевидна условность данного определения, так как авиадвигатель, у которого в пределах межремонтного ресурса отказал один из подшипников ротора или отказала турбина, снимается с эксплуатации и отправляется в авиационно-ремонтное предприятие для восстановительного ремонта. Следовательно, авиадвигатель по этим отказам в пределах межремонтного ресурса будет невосстанавлнваемой системой. Тот же авиадвигатель, но с неисправным топливным насосом, будет восстанавливаемой системой, так как неисправный насос может быть заменен на исправный силами и средствами, которыми располагают авиационные подразделения технического обслуживания и ремонта.
Величина назначенного (технического) ресурса невосста — навливаемых элементов или подсистем определяет величину межремонтного ресурса всей системы, в состав которой они входят. Если, например, назначенные (технические) ресурсы таких элементов авиадвигателя, как подшипники ротора, турбины, компрессора, камеры сгорания, равны 400, 250, 300 и 450 час соответственно, то межремонтный ресурс двигателя должен быть назначен в 250 час.
Величина назначенного (технического) ресурса элементов, которые восстанавливаются силами н средствами авиационных подразделений, на межремонтный ресурс системы не влияет. По выработке технического ресурса эти элементы заменяются новыми или отремонтированными вне системы.
Кроме системы, в литературе часто встречается термин «техническое устройство». Под этим термином обычно понимается любая законченная конструкция, предназначенная для выполнения определенных функций. Термин «техническое устройство» применяется в равной мере как к элементам, так я к системам.